Символ жизни: хлеб в блокадном Ленинграде 

Казалось бы, в современной жизни хлеб — самый востребованный обыденный продукт питания, ассортимент его богат и постоянно расширяется. Это для юных и молодых.  А в историю России вошло время, когда слова «Родина», «мама», «мир», «хлеб» были особенно дорогими, желанными. Блокада Ленинграда, длившаяся почти 900 дней, вошла в историю Великой Отечественной войны, она показала, насколько силен дух человека, город на Неве выстоял, остался несломленным.

Ежегодно в день снятия блокады воздается дань памяти и глубокого уважения мужеству ленинградцев, ценою жизней отстоявших свою свободу. На этот раз в районном музее в качестве главного экспоната был выставлен блокадный хлеб. Не только увидеть его, но и попробовать пришли пятиклассники школы имени Н. И. Зубилина с классным руководителем Елизаветой Владимировной Жеронкиной. Хлеб по почти блокадной рецептуре испекла работник отдела культуры Екатерина Голикова. Ее беседа с учащимися показала, что они знают о блокаде,  о хлебе, которого для жизни было так мало, о Дороге жизни. А вот вкус блокадного хлеба им неведом, не пробовали его. Пробел этот был ликвидирован: каждому достался маленький его кусочек. Серьезные и сосредоточенные, они осторожно пробовали его на зубок, вдыхали непривычный запах как бы хлеба. А небольшой документальный видеофильм, подготовленный Вячеславом Костиным, закрепил новые знания о еще одной героической странице истории Великой Отечественной.

По теме было и выступление Алексея Алексеевича Алексеева, родившегося в Ленинграде. На момент эвакуации ему было почти шесть лет. Детская память сохранила, как их троих малолетних детей с мамой и другими беженцами в эшелоне разбомбила фашистская авиация. С большим трудом добрались до Смоленщины, где жил дедушка. А в блокадном Ленинграде остались родственники. Среди них — родная тетя, муж которой был интендантом. Она своим скудным пайком подкармливала двух дочерей, а сама недоедала вовсе и вскоре умерла от истощения.

Лучше, чем поэтесса Ольга Бергольц, не скажешь: «Шестнадцать тысяч матерей пайки получат на заре — сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам… О, мы познали в декабре — не зря «священным даром» назван обычный хлеб. И тяжкий грех — хотя бы крошку бросить наземь: таким людским страданьем он, такой большой любовью братской для нас отныне освящен, наш хлеб насущный, ленинградский».

Галина Андреева

 

01 Февраля 2024 16:09
loading...
Национальный центр Россия
Подать объявление

См. также