Андрей Гусаров: "Лучший учитель физкультуры тот, кто любит детей и спорт"

Строгий взгляд, громкий голос, требовательность — таким традиционно представляется учитель физкультуры. Накануне Дня физкультурника, который отмечают 12 августа, рассказываем, за что Андрей Гусаров — учитель физкультуры Нарышкинской школы-интерната — любит свою профессию, как налаживает дисциплину и привлекает ребят к спорту.

— Не могу не спросить: почему Вы стали учителем? Неужели мечтали об этом с детства?

Учился я в школе № 1. Сколько себя помню, всегда занимался волейболом, футболом, баскетболом, легкой атлетикой, ходил на лыжах. У меня были отличные педагоги, фанаты своего дела — Александр Владимирович Лукьянчиков, Валерий Михайлович Гуськов и Владимир Николаевич Другов, которые личным примером привили мне любовь к спорту. С тех пор у меня появилась мечта — стать учителем физкультуры. После Мезенского педагогического училища окончил Смоленский государственный институт физической культуры, отделение теоретические основы физического воспитания и спорта.

— Каков Ваш педагогический стаж?

— Двадцать восемь лет. Первые шаги в профессию сделал в 1995 году в Луначарской основной школе. До сих пор помню свой дебют — урок в девятом классе. Это была легкая атлетика — ребята бежали кросс. Я был старше своих учеников всего на три года, но все прошло хорошо. 23 года уже работаю в школе-интернате.

— В чем задача современного урока физкультуры?

— Основными целями уроков физической культуры в школе является физическое развитие, воспитательная работа и оздоровление учащихся. В первую очередь уроки помогают в общем укреплении здоровья, формировании правильной осанки, исправлении и профилактики плоскостопия, повышении умственной работоспособности. Самое важное для учителя физкультуры — умение замотивировать детей, объяснить важность физических нагрузок, активного образа жизни для поддержания здоровья, а также вселить в них уверенность в своих силах.

— Ваш любимый вид спорта?

— Волейбол. Как и другие командные виды спорта, он развивает все физические способности быстроту реакции, выносливость; а также ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, стремление к победе и умение работать в команде.

— Как сделать так, чтобы физкультура стала любимым предметом?

— Дети любят двигаться, играть. И с удовольствием будут ходить на физкультуру, если получат это на занятиях. К каждому нужно находить подход, стараясь вести занятия так, чтобы всем было интересно. Я не заставляю детей делать то, что они не могут. Смотрю, у кого какая физическая подготовка, на основе этого даю задания. Ведь кому-то под силу 20 отжиманий, а кто-то делает только 10. Нередко я продумываю несколько вариантов упражнения с разными уровнями сложности, чтобы каждый мог его выполнить и получить результат. Ну и нужно больше поддерживать каждое достижене, хвалить детей.

— Есть мнение, что с каждым годом интерес к спорту у поколения фанатов гаджетов падает — их зачастую просто невозможно заставить работать на уроках.

– Если говорить об основной массе ребят, то да, дети действительно мало двигаются. Когда большую часть дня ребенок сидит за компьютером, естественно, будут ухудшаться зрение и осанка, рано или поздно начнутся процессы ожирения, а это уже влияет и на сердечно-сосудистую систему, и на опорно-двигательный аппарат. Выстраивается целая цепочка, все взаимозависимо. В нашей школе эта тенденция не столь уж бросается в глаза — процентов десять таких детей, не больше. В основном все ребята у нас занимаются. Важную роль, конечно, играет учитель физкультуры, то, как он их направляет, как мотивирует. Если ребенок влюбился с начальной школы в спорт, то чаще всего эту приверженность он сохраняет на всю жизнь.

— Что делать, если ребенок освобожден от уроков физкультуры?

— Подчеркну, что освобождение дается только от физических нагрузок. Временно освобожденный от физических нагрузок ученик должен присутствовать на уроке. Можно дать ему несложные упражнения, которые соответствуют его возможностям. Главное — не навредить.

— Зачастую молодым учителям тяжело наладить дисциплину на уроках. Вам это удается?

На уроках нужно быть внимательным и строгим. Гимнастика и другие разделы учебной программы физкультуры травмоопасны. Нужно наблюдать за детьми ежесекундно. В строгости нужно знать меру, иногда необходимо разрядить обстановку. С ребятами на уроках нужно контактировать, четко и ясно все им показывать. Если кто-то расшалился — могу продемонстрировать какой-то трюк, более сложное упражнение и предложить — попробуй, повтори! Вот они стараются! Важно подать пример — играть с ними в тот же волейбол. Стараюсь поддерживать форму — в составе команды ветеранов спорта участвую в первенствах района и области. Сейчас собираю свою команду — любителей спорта из Городище, Муравлево, своих выпускников. 12 августа, в день физкультурника, поедем в Дмитровск на День города — играть в парковый волейбол.

— Физкультура и спорт — разные вещи?

— Конечно, физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт — это высокие достижения на грани сил и способностей. Есть дети, которым просто от природы не дано ловко работать с мячом, выполнять акробатические комбинации. Но потихоньку они учатся. Тут как раз многое зависит от преподавателя, от того, как он детей мотивирует. Возможно, такие дети не станут спортсменами — это и не нужно, но заниматься физкультурой, чтобы быть физически крепкими, необходимо всем.

— В чем сложность Вашей профессии?

— Казалось бы, что тут сложного: приседания, отжимания, игра в мяч. Свистнул — и все бросились выполнять твои команды. Но это так просто не работает. Работа с детьми — это сложно, самому нужно быть очень энергичным человеком. На физкультуре всегда очень шумно и неспокойно — на свободу вырывается вся кипучая энергия, которую дети сдерживали на других уроках. И нужно направить ее в созидательное русло. Подзаряжаешься, когда урок удался, а иногда с урока уходишь просто «больной». Дети непредсказуемы, если чувствуют, что все по-настоящему, ты разбираешься в своем деле и готов помочь им, то потянутся к тебе, если же почувствуют фальшь, то их доверие придется завоевывать очень долго. Проблема недостаточного количества спортивного инвентаря тоже присутствует.

А что больше всего нравится в профессии?

– Когда я вижу плоды своей работы: в достижениях своих учеников на соревнованиях, в горящих детских глазах, которые почувствовали вкус к победе, в физической форме ребят, их активности, энергичности, работоспособности. Адреналин у меня, конечно, в такие моменты зашкаливает — сам готов выскочить на поле. Мы всегда участвуем в региональной спартакиаде среди школ-интернатов, в рамках которой проходят соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, легкой атлетике, шашкам, шахматам и настольному теннису. Мы — в числе лидеров — серебро всегда у нас в кармане, но и золото тоже завоевать удавалось. Только результаты приходят не сразу, а вследствие долгих тренировок и упорной подготовки. Мне важно, чтобы дети ушли с моего урока на другой урок бодрыми и счастливыми. Хочется, чтобы из каждого урока они извлекали для себя пользу. Тогда чувствую, что не зря стараюсь, не зря посвящаю ребятам время.

– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?

— Людям, которые любят детей и спорт. Людям, которые готовы посвятить свое сердце подрастающей смене, не считаясь со временем, домашними делами, тем, кто не равнодушен и «горит» сам, кто готов зажечь, воодушевить своим примером других.

Светлана Жукова

10 Августа 2023 16:44
loading...
Национальный центр Россия
Подать объявление

См. также