Александр Амельченков: «Мошенника — обезвредить!»

С мошенниками в своей жизни сталкивался всякий. На какие ухищрения идут преступники ради реализации своего умысла и как уберечься от их посягательств на свои кровные корреспонденту «Новой жизни» рассказал Александр Амельченков — начальник ОМВД России по Урицкому району.

Сегодня тема телефонного мошенничества становится все более актуальной, а способы совершения преступлений — все более изощренными. Какова статистика подобных злодеяний в нашем районе, какие схемы мошенники используют чаще всего?

–– За прошлый год на территории Урицкого района было зафиксировано 29 фактов подобных правонарушений.

Один из самых распространенных видов мошенничества — звонок псевдосотрудника из банка. При этом, набирая ваш номер, мошенник уже обладает некоторой информацией о вас: вежливо называет по имени-отчеству и общается очень уверенно. А в некоторых случаях на заднем плане даже слышна работа так называемого колл-центра. В разговоре «заботливый» сотрудник банка вкрадчиво и вежливо говорит о том, что хочет «помочь решить проблему»: его цель — получить от вас номер банковской карты, а также номер на оборотной стороне карты (это cvc-код, состоящий из трех цифр). Под самыми разными предлогами, например, произнося: «Ваша карта сейчас будет заблокирована», он старается подвести вас к тому, чтобы вы перевели свои деньги на указанный им счет. Как доказательство его слов вы получаете СМС с шаблонным текстом о скорой блокировке средств на вашем счету.

И это еще не все! Чтобы повысить уровень доверчивости, мошенник подменяет номер, с которого звонит, на тот, который уже есть у вас в списке. Например, при входящем звонке у вас высвечивается: «бабушка», «папа», «сын» и так далее. К сожалению, интернет-сервисы и телефонные программы позволяют совершать телефонный звонок из браузера на произвольный номер.

— Не раз мы описывали схему обмана: «Мама! Я попал в ДТП!» или «Мама! У меня неприятности с полицией, мне срочно нужны деньги!» Граждане все еще попадаются на такие уловки?

— К сожалению. Это одна из старых, но все еще вполне рабочих схем, в том числе — в нашем районе. Преступник осуществляет звонок на телефон потерпевшего и сообщает о том, что у родственника абонента проблема (попал в ДТП, совершил преступление и т.п.) и предлагает разрешить проблему путем перевода (передачи) денег звонившему. Взволнованный родитель или родственник, не удосужившись позвонить и выяснить, возникла ли на самом деле проблема, спешно передает указанным мошенниками способом деньги, с которыми злоумышленники исчезают.

Для большей убедительности мошенники вооружились новым способом — они точно имитируют голос коллег или родственников своих жертв при помощи современных программ и просят о помощи. Направление голосовых дипфейков активно развивается, но со стопроцентной чистотой клонировать чужой голос пока сложно. Однако ситуация быстро меняется. Зафиксированы случаи взлома Telegram, WhatsApp и ВК! Далее преступники скачивают ваши голосовые сообщения и с помощью сервисов искусственного интеллекта создают новые сообщения с голосом, идентичным тому, что был в настоящих сообщениях пользователей, эти сообщения рассылаются почти всем собеседникам, с кем «взломанный» вел переписку. Чаще всего в них «человек» как бы собственным голосом сообщает, что с ним приключилось несчастье и ему срочно нужна крупная сумма денег. Мошеннику достаточно заполучить хотя бы несколько секунд чистого голоса, чтобы за 5-10 минут его синтезировать. Чтобы у жертвы не возникало сомнений, они накладывают на синтезированный голос шумы, фон.

— Как обезопасить себя в этом случае?

— Вывести таких хитрецов на чистую воду достаточно просто. Прежде всего, не впадайте в панику. Можно задать терпящему бедствие знакомому вопрос личного характера, ответ на который преступник знать не может. Если собеседник начнет увиливать — трубку можно бросать. А чтобы не тратить время на разговоры, есть еще один метод. Если звонит банк, какая-то компания, родственник, руководитель, то самое простое решение — повесить трубку и перезвонить самому. Это самый простой и действенный способ верификации.

— «Ваша банковская карта заблокирована» — подобное СМС приходило, наверное, многим. Как действовать в этом случае?

— Чтобы не потерять сбережения, нужно прервать разговор и самостоятельно позвонить в банк. Только не по номеру, указанному в СМС. На любой карте есть номер банка, звоните по нему или лично обращайтесь в банк, даже если по телефону говорят, что при промедлении ваши деньги украдут. Если же у вас действительно будет какая-то проблема с картой, в сообщении вам посоветуют обратиться для ее решения в ближайшее отделение, к консультантам и  уж точно не будут давать советы по телефону и просить перевести все деньги на неизвестный вам счет.

— Какие еще «легенды» используют мошенники?

— В нашем районе бывали звонки от имени представителя сотовой связи — ваш тариф устарел или закончился договор на услуги связи. Само собой, для мнимого продления необходимо сообщить злоумышленникам или паспортные данные, или код из СМС, дающий доступ к аккаунтам граждан.

Известны случаи, когда мужчина знакомился с женщинами в Интернете, представляясь крупным и успешным предпринимателем. Впоследствии с ним якобы приключалась дорожная неприятность, и он, пользуясь произведенным впечатлением, просил очередную жертву срочно выслать ему денег. При этом уверял, что, как только доберется до дома, долг отдаст. В итоге все это оказывалось явным мошенничеством.

Еще одна «легенда», которой пользуются нечистые на руку люди: преступник размещает на сайте объявление о продаже каких-либо товаров, для связи указывает телефон либо электронную почту. Покупатель знакомится с объявлением и решает приобрести заявленный в нем товар, часто по привлекательной цене. «Продавец» и доверчивый гражданин ведут электронную переписку, далее покупатель перечисляет денежные средства на указанный ему банковский счет, карту, электронный кошелек и прощается с деньгами.

Случаются и такие происшествия: граждане в Интернете заказывают какую-нибудь продукцию, заключают в электронном виде договор, перечисляют денежные средства на оплату товара, а товар впоследствии не получают.

–– Как выглядят подобные сайты?

–– На первый взгляд — обыкновенный сайт: название фирмы, перечень товаров, номера телефонов. При совершении покупок обращайте внимание на наличие в строке браузера рядом с названием сайта значка безопасного соединения (замочка). Осуществляйте покупки только на известных, проверенных сайтах. Заведите специальную карту для онлайн-покупок и пополняйте ее ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты.

— Безопасны ли сайты по продаже авиа- и железнодорожных билетов?

— С началом летнего периода подобные виды мошенничества становятся, к сожалению, актуальными. Здесь совет такой: опять же не гонитесь за низкой ценой, покупайте билеты только на официальных сайтах авиакомпаний или на известных сайтах по продаже билетов.

— Почему люди снова и снова попадаются на удочку преступников? Каков возраст самых доверчивых граждан?

Во всех СМИ бесконечно сообщают о мошенничествах, приводили все схемы, а люди как попадались, так и попадаются. Жертвами аферистов чаще всего становятся дети и пенсионеры, излишне доверчивые к посторонним людям. Но нередки случаи, когда обманывают вполне осведомленных о различных схемах молодых людей.

По сообщениям СМИ недавно стал жертвой мошенников Дмитрий Певцов — известный актер и депутат Госдумы.

Злоумышленники написали артисту в соцсети от имени сотрудников ФСБ и заявили о том, что он может потерять все свои накопления, если не переведет деньги на безопасный счет. Сумма ущерба составила более миллиона рублей.

Ранее актриса Мария Кожевникова сообщила, что стала жертвой мошенников — преступники взломали ее страницу в соцсети, где пишут от ее имени.

Мошенники действуют изощренно, стараются вести разговор быстро, чтобы человек не успел спокойно проанализировать ситуацию. Они хорошо знакомы с психологией человека, они очень убедительны, поэтому будьте бдительны и не переоценивайте свой личный жизненный опыт. Преступники оказывают психологическое воздействие на человека, могут неоднократно звонить жертве, в том числе используя технологию подмены телефонных номеров.

Злоумышленники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события. Такое психологическое воздействие представляет собой методы социальной инженерии.

— Существует ли какой-нибудь простой и действенный рецепт, чтобы обезопасить себя от мошенников?

— Чтобы оградить себя от втягивания в схемы обмана, нужно устанавливать надежные пароли в социальных сетях и на телефонах. Закрытый профиль дополнительно защищает от кражи персональных данных. Не размещайте на открытых площадках и интернет-ресурсах сведения: о родственниках, друзьях, работе, досуге. Никогда не пересылайте в мессенджерах и социальных сетях сведения из документов, не вводите на сомнительных сайтах свои данные. Не нужно совершать какие-либо денежные операции по просьбе лиц, поступающей по телефону.

Никогда не храните свои банковские карточки вместе с пин-кодами. Если теряете банковскую карту или телефон, сразу же обращайтесь в отделение банка и ближайшей салон сотовой связи.

Ни в коем случае не общайтесь по телефону с подозрительными людьми и даже не слушайте, что они вам говорят. Если вас убеждают, что с вашим счетом в банке или с вашим близким человеком что-то случилось, обрывайте разговор, звоните официальным лицам, потому что, скорее всего, вас пытаются ввести в заблуждение. Карту, например, всегда можно проверить в ближайшем банкомате или просто позвонить по бесплатному номеру, который всегда размещен на обратной ее стороне.

Убедительно прошу жителей Урицкого района быть внимательными, ответственно относиться к сохранности своих персональных данных, быть бдительными при осуществлении разного вида покупок через сеть Интернет и установлении разного рода приложений на мобильные устройства связи.

— А если мошенникам удалось вас обмануть?

— Если вы стали жертвой мошенников: немедленно заблокируйте карту с помощью мобильного приложения или личного кабинета на сайте банка. Заблокировать ее также можно через контакт-центр банка (телефон указан на оборотной стороне карты) или в любом его отделении; в течение суток после получения сообщения о списании средств напишите заявление в отделении банка о несогласии с операцией. Также обратитесь с заявлением о хищении денег в отделение полиции по телефонам: 8 (48647) 2-13-22, 02, с мобильного телефона — 102.

Беседовала Светлана Жукова

08 Февраля 2024 16:35
loading...
Национальный центр Россия
Подать объявление

См. также